Система работы по патриотическому воспитанию
В дошкольном учреждении работа по патриотическому воспитанию строится на расширении представлении детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов городов России. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в сознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей в дошкольном учреждении рекомендовано реализовать в течение трех лет.
Эту работу можно разбить на следующие блоки:
- «Здравствуй, это Я!»;
- «Вместе дружная семья» (семья, детский сад);
- «Моя малая Родина» (район, поселок);
- «Широка страна моя родная»
Каждый блок может включать в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т.д. Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. И здесь важно отметить, что использование метода совместных семейных проектов является большим подспорьем для реализации этого раздела.
Блок «Здравствуй, это Я!»
Начиная со средней группы, можно начинать вести работу по формированию у детей представления о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а так же другие виды детской деятельности.
Специальные занятия и дидактические игры с детьми
Средняя группа: хороводные игры «Узнай по голосу», досуг «Именины»,
занятие «Праздник имени»
Старшая группа: занятие «Наши имена», проект «Мое имя»
Подготовительная группа: дидактические упражнения «Я и вселенная»,
«Составь собственный герб»
Занятие психолога «Развитие самосознания и
индивидуальности».
Реализация семейного проекта «Мое имя» позволяет решать следующие задачи:
- Помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;
- Понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлению излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью)
- Увидеть ребенка глазами его родителей
Этот проект можно считать аналогом такого приема, используемого в некоторых детских садах, как написание родителями сочинения на тему «Мой ребенок». Этот проект представляется в виде красочно оформленного листа (формат А-3), на котором родители стараются наиболее полно представить своего ребенка. Например:
- Дают объяснение, что означает имя ребенка (для детей обычно становится открытием, что их имя имеет перевод);
- Объясняют, почему было выбрано именно это имя или кто из родственников его выбирал;
- Приводят примеры, как можно ласково, по-разному, произнести имя ребенка (как называют дома ребенка (Саша – Сашуля, Сашурик и т.д.), или количество уменьшительных имен (Петя – Петр, Петька, Петюня и т.д.)
- Рассказывают о том, кто из великих людей носил такое же имя;
- Коротко рассказывают о привычках ребенка, характере;
- Придумывают стихотворение, посвященное своему ребенку или его имени.
|